Игорь Березин: «Потребитель поиздержался, взгрустнул и стал циничным»
OpenRussia.ru :: Новости бизнеса и предприятий :: 09 декабря 2016 06:00

[ 2016-12-09 06:00 ] : "Игорь Березин: «Потребитель поиздержался, взгрустнул и стал циничным»"

Фраза «живем в условиях кризиса» становится привычной, как болезнь в стадии ремиссии. О том, чего ждать предпринимателям в будущем году и как нужно общаться с новым потребителем, который за три года снижения реальных доходов научился виртуозно экономить, рассказал Игорь Березин, президент гильдии маркетологов РФ.

 

— За последние 15 лет российская экономика прошла несколько этапов. С начала 2000-х за резким падением последовали 7,5 благословенных лет бурного роста. В 2008-м все резко упало: было больно, но недолго, спад продолжался всего полгода, максимум — три квартала. Следующие три года мы наблюдали не фееричный, но вполне ощутимый рост, а с 2013-го, вот уже третий год, живем в периоде спада. Наша любимая нефть восемь кварталов находится ниже плинтуса и быстрым восстановлением не грозит, а ВВП от очень быстрого роста на уровне азиатских стран сначала ушел на уровень Европы, потом — вообще в минус, и, скорее всего, только с первого квартала будущего года выйдет в небольшой плюс.

 

Но даже в этой ситуации есть несколько положительных вещей. 

 

Во-первых, впервые начали говорить о том, что российская экономика должна расти быстро. Раньше министры говорили: «Вот и славно, нам не надо перегрева, пусть у нас экономика растет на 1-2% в год как в Европе, нам будет хорошо». Да не будет хорошо. Нам нужен рост в 3-5%, чтобы обгонять мировую экономику, которая растет на 3% в год. В противном случае у нас будет увеличиваться отставание, в том числе от Америки. А в условиях противостояния, которое будет длиться еще долго, это грустно. И я, наконец, услышал от нового министра экономики, которого назначали на днях — кстати, молодой, что тоже приятно — о том, что рост на 1-2% в ближайшие годы — плохо. И отлично, что об этом заговорили. Во-вторых, у нас перестали падать инвестиции.

 

Во время «тучной» семилетки темпы роста зарплаты и доходов были такими большими, что перекрывали даже чудовищную инфляцию в 12-16%. В 2014 г. рост доходов не покрыл инфляцию, та же картина наблюдалась в прошлом, и — с некоторыми улучшениями — в этом году. Если в следующем году действительно удастся достичь 5% инфляции, и 7% номинального роста доходов, это приведет к тому, что реальные доходы начнут чуть-чуть увеличиваться. Но стоит помнить про то, что, во-первых, доходы распределены очень неравномерно, а во-вторых, потребителю нужно будет как минимум пару кварталов, чтобы «оттаять». 

 

 

Так что на фоне всей этой ситуации к концу 2014 года у нас в стране сформировался новый потребитель, который требует к себе новых подходов. Он хорошо информирован, скептичен, рационален. Все эти лозунги вроде «выбирай сердцем» и «важны эмоции», которые были актуальны в период неуемного оптимизма в начале 2000-х, с ним уже не работают. Когда припекло, потребитель научился получать информацию, начал считать деньги и быстро освоил 128 способов разумного потребления. И его уже не обмануть. В конце ноября в наших магазинах по примеру Запада случилась  «черная пятница» распродаж, и некоторые ее участники, не побоюсь этого слова – тупые, решили незадолго до нее повысить цены в два раза, а потом снизить на 40%. Но это заметили быстрее, чем это они успели поменять ценники! 

 

Стоит учитывать, что ушло в прошлое демонстративное потребление. Раньше ходили анекдоты про нового русского, который купил «такой же галстук, но дороже», а теперь это неправильно. В лексиконе потребителя появилось слово «отжал» — и оно носит положительную окраску: я сэкономил, потратил меньше денег, я молодец. 

 

Кроме того, в начале 2000-х в домах еще стояли телевизоры с лучевыми трубками, в автопарке преобладали произведения АвтоВаза 80-х годов, а мобильными телефонами могли похвастаться только избранные, и достаточно было просто отгружать все это добро бочками, торговые сети с 2001 по 2008 гг. росли по 50% в год. А сейчас ситуация изменилась — у людей по большому счету все есть. Когда-то был период, когда можно было расти за счет того, что рынок насыщался, теперь, чтобы вырасти, надо отнять у кого-то его долю рынка или хотя бы падать медленнее других.

 

 

Однако второй способ в последнее время усложняют потребительский пессимизм и растущая «спираль умолчания»: если раньше доля молчунов, не готовых рассказывать о своих потребительских привычках и предпочтениях, составляла 10%, это было нормально, то теперь она достигает 50-70%. Очень сильное искажение идет через интернет, на который возлагали большие надежды. Мы начинаем ориентироваться на высказывания суперактивной группы в соцсетях, которая составляет ничтожную долю от пассивно молчащих потребителей. И в результате попадаем в ловушку мифов: якобы люди меняют мобильные телефоны раз в восемь месяцев. В реальности, по данным прошлого года, срок службы этого гаджета составляет 51 месяц. 

 

По материалам выступления на конференции Евразийской недели маркетинга

 
Печать Наверх
Войти в кабинет     Зарегистрироваться
  О проектеНаш каталогТарифные планыFAQРеклама на сайте

Направление: 
Тема: 
Товары и услуги Компании и фирмы
Статистика портала
фирм и компаний: 62305
товаров и услуг: 168370
новостей: 38429
Каталог компаний
Бронирование отелей
 

OpenRussia.ru, Новости бизнеса и предприятий, Игорь Березин: «Потребитель поиздержался, взгрустнул и стал циничным»

 
Портал OpenRussia.ru


Информация