[ 2016-10-21 11:07 ] : "«Копиисты замечательно чувствуют себя в российском супе»: Яков Миркин"«Вся история экономической и финансовой политики России последней четверти века – это история заимствований и неудачных копий себе во вред». Блоги DK.RU Яков Миркин: Фундаментальный закон управления «от противного». Создан специально для России в высшей небесной канцелярии. Когда нужно снижать налоги – мы их повышаем. Когда процент должен сталкиваться вниз – он взвинчивается вверх. Когда валюта должна быть дешевле – мы ее укрепляем. Когда внутри страны нужны длинные деньги – мы их выталкиваем. Когда всем нужны кредиты – мы им делаем «чик – чик». Когда нужно бороться с немонетарной инфляцией – мы воюем с монетарной. Когда нужно много государства – мы от него избавляемся. Когда нужно мало государства – мы забираемся под него по самое «не горюй». Когда нужно звать иностранцев – мы их гоним взашей. Когда надо от них оборониться – мы зовем их во всё горло. Когда нужно больше свободы – наступает скука смертная. Когда нужно меньше – бери – не хочу. Чтобы понять, почему это так, наверное, нужно долго трудиться на почве социальной биологии, антропологии, отечественной истории, климатологии, а также метафизики. Но одно из объяснений – это копиисты. Они замечательно чувствуют себя в российском супе. Имитаторы, все те, кто «французский с нижегородским» - всегда на высоте! Вся история экономической и финансовой политики последней четверти века – это история заимствований и неудачных копий себе во вред. Метафора этой политики – знаменитая история с меланезийскими культами. Так называемые «Карго культы» (Cargo Cult) (иногда – «Самолетопоклонничество»). Дело было так. У США и Японии во время Второй мировой войны были авиационные базы и военные лагеря на островах Тихого океана. Стандарты жизни местного населения — благодаря присутствию иностранцев — стали довольно высокими. Потом война закончилась, американцы и японцы ушли, и уровень потребления туземцев катастрофически упал до былого уровня. Чтобы вернуть былые богатства, туземцы построили из подручных материалов макеты деревянных самолетов и стали молиться, чтобы эти самолеты, наконец, начали приземляться и снова давать все те замечательные и приятные вещи, которые местные жители уже привыкли употреблять. Они имитировали аэродромную жизнь – наушники, парашюты, наблюдательные вышки. Имитировали солдат и их парады. Они искренне считали, что самолеты — это боги, которые приносят благополучие и достаток. Или же самолеты – средства доставки всей этой амуниции, сытной еды и жестяной посуды. Доставки напрямую от богов и предков. Мы занимаемся тем же самым. Копируем. Строим деревянные самолеты, которые не летают, ибо живут в другой реальности и сделаны из дерева. Мы копировали англо-саксонскую модель. Мы жили строго по ее учебникам. Нам в глаза светили звезды МВФ. Мы забивали гвозди в деревянные доски, старательно сколачивая приватизацию, финансовую стабилизацию, либерализацию, структурные реформы, мы боролись за защиту прав инвесторов и финансовую грамотность (и до сих пор боремся). Потом мы копировали континентальную модель, Евросоюз, Базель 3. Короче, социальную рыночную экономику. Мы это делали, старательно имитируя мудрую экономическую политику в соответствии с «международными стандартами» и общепризнанной практикой. Мы сравнивали себя с развитыми странами, находясь в доведенной до бедности, сложнейшей стране. Мы сколачивали свои деревянные будочки, теряли людей, время и престиж. Реальность – модели коллективного поведения в России, природа сложной индустриальной экономики, которая нам досталась от советского времени, агрессивная внешняя среда – всё это были другим, чем нам представлялось, и требовало других решений, хотя, конечно же, с учетом «лучшей международной практики» и рыночной перспективы. Завтра мы будем копировать азиатских тигров и, конечно, Китай, Смешанный с Беларусью и Узбекистаном. Орфография и пунктуация автора сохранены |
|
|